Вя́земский Пётр Андреевич (1792-1878), князь, русский поэт, литературный критик, государственный деятель, академик Петербургской АН (1841). В 1846-1853 директор Заёмного банка, с 1855 товарищ (заместитель) министра народного просвещения, в 1856-1858 возглавлял Главное управление цензуры. С 1866 член Государственного совета. В ранней лирике - сочетание гражданских традиций XVIII в. и «лёгкой поэзии». С 40-х гг. - поэзия воспоминаний, трагические мотивы; придерживался консервативных общественных взглядов. Мемуары («Старая записная книжка»).
* * *
ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич - ВЯ́ЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792-1878), князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской АН (1841). В ранней лирике - сочетание гражданских традиций 18 в. и «легкой поэзии». С 1840-х гг. - поэзия воспоминаний, трагические мотивы; придерживался консервативных общественных взглядов. Мемуары («Старая записная книжка»).
* * *
ВЯ́ЗЕМСКИЙ Петр Андреевич, [12 (23) июля 1792, Москва - 22 ноября 1878, Баден-Баден], князь, русский поэт, друг и литературный единомышленник А. С. Пушкина.
Семья. Образование
Потомок старинного дворянского рода, Вяземский получил блестящее домашнее образование, позднее завершенное в петербургских пансионах (1805-07). В московском доме Вяземских и в их подмосковном имении Остафьево бывали И. И. Дмитриев (см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович), В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) и др.; большое влияние на юного князя оказал Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович), ставший его опекуном после смерти отца.
«Декабрист без декабря»
В 1812 Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1818 служил чиновником в Варшаве. Однако вскоре попал в опалу, чему немало способствовали независимость личного поведения и политическое фрондерство; в 1821 уехал в Москву, где за ним был установлен полицейский надзор. В стихах этого времени, распространявшихся в списках, - «Петербург» (1818), «Негодование۠(1820; в анонимном доносе было названо «катехизисом заговорщиков») - нашли выражение оппозиционные взгляды Вяземского, выступавшего за «просвещенную» конституционную монархию, гражданские права, «законные» свободы. Отказавшись, однако, от участия в тайных обществах, Вяземский вошел в историю декабристского движения как «декабрист без декабря» (С. Н. Дурылин (см. ДУРЫЛИН Сергей Николаевич)). Тяжело переживший расправу над декабристами поэт остался привержен радикальным убеждениям (сатирическое стихотворение «Русский бог», 1828).
Литературные баталии. Вяземский-критик
Острый ум и полемический темперамент Вяземского в полной мере проявились в литературных баталиях. Стоявший у истоков «Арзамаса» (см. АРЗАМАС (литературный кружок)), он в едких и насмешливых эпиграммах, афоризмах, письмах боролся с литературными староверами - членами «Беседы любителей русского слова» (см. БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА). В изданиях пушкинского круга 1820-30-х гг. - «Северных цветах» (см. СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ), «Литературной газете» (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА (1830-31)), «Современнике» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) и др. - Вяземский выступал против Ф. В. Булгарина (см. БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович), «торгового направления» в словесности, вставал на защиту писателей, обвиненных в «литературном аристократизме».
Деятельность Вяземского-критика способствовала становлению романтизма в России (статьи 1820-х гг. о Пушкине, Жуковском, А. Мицкевиче (см. МИЦКЕВИЧ Адам)), сыграла значительную роль в самоопределении русской литературы (статьи о «Ревизоре» Н. В. Гоголя, 1836; «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина», 1847). Свыше 20 лет Вяземский работал над книгой о Д. И. Фонвизине (см. ФОНВИЗИН Денис Иванович) (1848), явившейся первой отечественной литературоведческой монографией.
«Я пережил и многое и многих...». Вяземский-поэт
В поэзии Вяземского 1810- 20-х гг. культивировались жанры дружеского послания и медитативной элегии («Первый снег», «Уныние», оба 1819); в ряде случаев он шел вразрез с пушкинской школой гармонического стиха, вводил бытовую лексику и разговорную интонацию, способствуя тем самым обновлению поэтического языка («Ухаб», 1821, «Того-сего», 1825, и др.).
В ином ключе написаны лучшие стихи позднего Вяземского, который после смерти Пушкина, все сильнее ощущая себя «обломком» прошедшего, создавал образ своего «золотого века»: это поэзия воспоминаний с доминирующим мотивом необратимости прошлого, его несовместимости с измельчавшим настоящим. Драматизм мироощущения Вяземского усугублялся семейными горестями- из восьми его детей лишь один П. П. Вяземский (см. ВЯЗЕМСКИЙ Павел Петрович) дожил до зрелых лет. Темы смерти, покорности промыслу, верности памяти ушедших, мотивы душевной усталости и трагического одиночества пронзительно звучат в стихах «Я пережил и многое и многих» (1837), «Все сверстники мои давно уж на покое» (1872), «Жизнь наша в старости -изношенный халат» (1875-77) и др.
Придворный, сенатор, министр
Между тем поэтический «расчет» с прошлым происходит на фоне успешной служебной карьеры Вяземского: поднимаясь все выше по ступеням чиновной лестницы, он становится товарищем министра народного просвещения (1855-58), членом Главного управления цензуры, с 1859 - сенатором, обер-шенком двора, членом Государственного совета. Переход в «правительственный лагерь» не погашает в нем внутренней оппозиционной установки. Переживая глубокий разлад с современностью, Вяземский демонстрирует неприятие всего народившегося нового - от нигилистов до крайних славянофилов.
Летописец эпохи
В последние десятилетия, большей частью проведенные за границей, Вяземский пишет мемуары о дворянском быте «допожарной», «грибоедовской» Москвы. «Записная книжка», которую он вел с 1813 до конца жизни, - ценнейший документ, зафиксировавший «устную летопись эпохи»: свидетельства неименитых современников, анекдоты, крылатые речения и т. п.
Не только разносторонняя деятельность, многообразное участие в литературном процессе, но и сама личность Вяземского, «звезды разрозненной плеяды» (Е. А. Баратынский (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович)), вечного полемиста, ипохондрика и язвительного острослова, собеседника Пушкина, Жуковского, Баратынского, Д. Давыдова (см. ДАВЫДОВ Денис Васильевич), - неотъемлемая часть культуры пушкинской эпохи.